Вы делаете эти ошибки в финансах?


В журнале «Генеральный директор» 9 , 2015  была опубликована статья
Агаты Карасевой, владелицы и генерального директора компании «Водяной»,
об ошибках в оценке финансового положения бизнеса.

Статья называлась :

«Шесть фатальных ошибок предпринимателя без экономического образования»

Ниже я приведу эту статью со своими комментариями.

« Многие, даже опытные предприниматели плохо представляют себе финансовое положение своей компании. Когда в экономике проблемы, такая беспечность опасна для бизнеса. Вот самые частые ошибки бизнесменов без экономического образования.»

Примечание. И  в своей практике я постоянно встречаю эти ошибки, но для того, что бы понимать и избегать таких ошибок вовсе не нужно тратить деньгии время на  получение экономического образования или MБА: )  Понимать можно научиться за несколько часов.

Важно – не значит сложно. Важно – не значит долго и трудно.

Ошибка 1. Относиться к расчетному счету компании как к личному кошельку. При подобном отношении ответом на вопрос «Сколько я зарабатываю?» бизнесмен обычно считает сумму, взятую на личные расходы в текущем месяце. Однако реальный доход может быть как больше, так и меньше этой суммы. У любого предприятия, даже у небольшого, в активе есть не только денежные средства, но и материальные запасы: товары, материалы, оборудование, мебель, дебиторская и кредиторская задолженность. Только точное представление всей картины в целом даст верный ответ на вопрос «Сколько я зарабатываю?».
Примечание:   Во-первых , нужно разделять личные доходы владельца и  финансовый результат бизнеса ( прибыль или убыток). Владелец может назначить себе оклад, как управляющему и дополнительно забирать часть прибыли. Или даже изымать часть средств бизнеса себе просто потому, что он владелец.  А вот результат бизнеса нужно считать отдельно.
Т.е. использовать управленческую форму отчета о прибыли ( доходах и расходах) бизнеса.
И не забыть, что зарплаты – это расходы бизнеса, в том числе и директора.

 «Ошибка 2. Пользоваться кассовым методом при расчете ежемесячной прибыли. Предприниматель уверен: заплатил кому-то – затраты, получил деньги – доход. И удивляется потом: «Я думал, что у нас сплошная прибыль, а оказалось – еле-еле вытягиваем в ноль». В качестве примера приведу бизнесмена, занимавшегося розничной торговлей, который почти правильно вел учет своих доходов и расходов. Нюанс был только в том, что в графу «себестоимость товара» раздела «расходы» он вписывал стоимость закупленнного в текущем месяце товара, не учитывая себестоимость проданного (которая выше, чем стоимость закупленного). Оказалось, что в каждом месяце продавалось немного больше товара, чем приобреталось, складские запасы становились с каждым месяцем чуть меньше, и за год накопилась солидная сумма, на которую снизился товарный запас. А весь магазин работал не с небольшой прибылью, как все это время думал предприниматель, а с убытком.»
Примечание. Дополнить можно еще примером.
Например,  отгрузили товар со склада, получили оплату от клиента. И если считать только по поступлениям и расходам денег. То здесь мы не учитываем стоимость ранее купленного товара.
Как решение – разделяйте понятия движения денег и  доходов с расходами.

Используйте отчет о доходах и расходах и отчет о движении денег, тогда эти разницы будут очевидны.

Ошибка 3. Расценивать предоплату от клиента как доход. Предоплата – это не доход, а заемные деньги до тех пор, пока Вы не отгрузили клиенту товар (не оказали услугу). Особенно если эти товары еще не произведены и не закуплено сырье для их изготовления. У Вас могут возникнуть непредвиденные траты, и полученной предоплаты может просто не хватить для выполнения взятых на себя обязательств. Даже если каждый месяц на счет компании поступает все больше авансов от клиентов, это вовсе не означает, что Вы богатеете – наоборот, растет кредиторская задолженность.

Примечание.  Как и в п.2. вам понадобятся отчеты о деньгах, о доходах и расходах, а так же данные по расчетам ( как с клиентами, так и с поставщиками )

Ошибка 4. Считать, что рост товарооборота – это и есть успешное развитие бизнеса. Помните, что вместе с увеличением оборота, запасов и расширением штата сотрудников растут и Ваши долги – это рассрочки, которые Вам предоставляют поставщики, кредиты, предоплаты клиентов. Нередко долги растут быстрее всего остального, но директор этого не замечает. Знаю типичный пример предпринимателя на розничном рынке, который никогда не составлял бухгалтерский баланс даже в упрощенной форме. Когда он начал демпинговать, торговая наценка упала до критического уровня. При этом товарооборот и товарный запас росли за счет того, что поставщики предоставляли отсрочки платежей и товарные кредиты. Но в один момент рост товарооборота естественным образом замедлился, и оказалось, что имеющаяся выручка не покрывает текущие платежи. Тогда лавинообразно посыпались и все остальные отсроченные платежи, в итоге бизнес умер.

 

Примечание.  Да, конечно можно и нужно использовать такую форму отчета как баланс, где видеть оперативно все свои остатки – по взаиморасчетам, по складским запасам, остаткам денег на счетах.  Но оценить  деятельность так же можно, использую понятие валовая прибыль и точка безубыточности.  Тогда станет сразу видно. При снижении цены – снижается валовая прибыль с продажи.  И можно посчитать –  какой оборот нужен , что бы валовой прибылью покрыть накладные расходы. 

 

Ошибка 5. Не разбираться в статьях бухгалтерского баланса. Руководитель просит бухгалтера сказать ему, сколько компания заработала за некий период. Бухгалтер сообщает прибыль по балансу, а директор не может понять, почему в балансе прибыль, например, составляет миллион рублей, а на расчетном счете только 200 тыс. И предприниматель ошибочно считает, что компания несет убытки. Бывает наоборот – главбух говорит об убытках, а директор не воспринимает его слова всерьез, потому что одни клиенты только что перечислили деньги, а другие собираются это сделать в ближайшее время. При этом он игнорирует изменение стоимости складских запасов, суммы дебиторской и кредиторской задолженности и других статей.
Примечание.  Тут опять речь идет о том, что часто путаются понятия деньги и прибыль. Разницу можно увидеть уже при сопоставлении 2-х отчетов – по прибыли и по деньгам. А добавив третий отчет – баланс – вы будете видеть полную картину бизнеса.
Прибыль может накапливаться в долгах покупателей, в неликвидных остатках склада или израсходована на вложения в имущество или инвентарь.

 

Ошибка 6. Не знать размер собственного капитала. Размер собственного капитала – это разница между собственными и заемными средствами. Не имея понятия об этой цифре, в кризисной ситуации легко пропустить момент, когда сумма заемных средств превысит сумму собственных. Разорение предприятия станет вопросом времени, потому что существовать только за счет заемных средств невозможно.

 

Примечание. Это легко увидеть, если использовать управленческую форму баланса.

 Справка Агата Карасева окончила Байкальский государственный университет экономики и права по специальности «бухгалтерский учет и аудит»; опыт в своем бизнесе – 15 лет. ООО «Водяной» Сфера деятельности: розничная продажа сантехники российских и зарубежных производителей Численность персонала: 25

 

Примечание.  У меня также есть второе высшее образование по специальности «бухгалтерский учет и аудит». А так же многолетний опыт как в бизнесе, так и в теме : постановка и автоматизация учета.  А так же обучения руководителей, предпринимателей и консультантов по автоматизации учета.
И я знаю, что любого человека, даже далекого от цифр и бухгалтерии можно научить понимать цифры бизнеса и финансовых отчетов за 2 дня.  И понимать по сути будут лучше, чем подавляющее большинство выпускников экономических вузов.

 

Хотите разобраться в финансах бизнеса быстро и без проблем.
Специально для предпринимателей  я подготовил серию из 3 мастер-классов
«Финансы для предпринимателя. Быстрый старт»

Для начинающих и предпринимателей с небольшими оборотами.


Если у вас уже есть работающий бизнес, есть чем управлять ( сотрудники, обороты, активы ) и вам нужно внедрить финансовый учет и планирование для управления бизнесом, то  для вас тренинг-практикум с индивидуальной работой  «
Финансы для директора».

Здесь мы сразу начинаем работу с данными и цифрами вашего бизнеса.

Вы можете успеть подать заявку на участие в новом потоке.